Организация экспедиций и путешествий по Прибайкалью, Сибири, Кавказу и в Гималаях

Ока Саянская тур, Сплав и рыбалка в Саянах

Ущелье Орхо-Бом описание урочища и порогов

Порог Окинский

Окинский порог Ока Саянская

Ущелье Орхо-Бом — Ока Саянская. Пороги, описание ночевок, места для трекинга, советы.

Ущелье Орхо-Бом — описание от инструктора проведшему около 70 туров по Оке Саянской за 2004 по 2021 годы. Информации много. Что то не вошло. Дополним позже.

• «Пороги» ущелья Орхо-Бом это крупно-глыбовые шиверы.
  • Препятствия  в ущелье Орхо-Бом 3-4 категории сложности.
  • Препятствия это шиверы — с прижимами, с камнями в русле, на повороте, на прямых участках. Разнообразны.
  • Длина ущелья 60 км — около 7 часов чистого хода на веслах.
  • Количество препятствий:  3 «порога» —  4а к.с.  \ 3в и 3с к.с. препятствия — около 20 штук. \ 3а к.с. — сложно сосчитать ..около 30.
  • После ущелья Орхо-Бом препятствия не заканчиваются. Около 5 мощных локальных валов и бочек за камнями по трекам большой дуги на поворотах.
  • После официального окончания ущелья Орхо-Бом особого изменения характера ландшафта и скорости течения нет.
  • Выраженный характер ущелья носит участок — Вход Орхо Бом — река Хара Гол — 30 км. Далее горы расходятся.  Теснины раздвигаются.

По настоянию дочери погибшего водномотрщика в 2017 размещаю предупреждение! Не надо ходить там на водномоторной технике, так как она предназначена для ровной воды! Не надо превращать в экстрим и трагедию то, что просто и приятно на специализированных средствах!
 Орхо Бом введение
Сплав по реке Ока Саянская

Над правым бортом реки возвышается Пик Орхо Бом 2900м

Перед входом в ущелье все протоки сливаются и река мощным потоком входит в скальный коридор,  пропиленный за миллионы лет,  между поднимающимися глыбами камня.

Такой грандиозный спектакль как Орхо-Бом — довольно трудно где то еще увидеть. Вершины 3000м видны как на ладони! За каждым поворотом новый вид и атмосфера! Скалы и утесы все имеют свое лицо!

Всегда волнует вхождение в ущелье — навстречу ветру и уже обычно в сумерках, в предвкушении тайны и сокровищ,  влетаешь на струях шивер как пуля!

От скалы к скале переваливаются тугие канаты реки. Впереди ждут пляжи…рыбалка… закатные скалы… ну и белая пена порогов. Не сложные, но приятные и мощные! Гребцам доставляют массу удовольствия!

От себя скажу — никогда не жалею о сплаве по Орхо-Бому. Каждый раз Ока-Саянская разная. Пороги изменяются от уровня воды! Фантастические битвы в небесах завораживают Рериховскими облаками! Туманы, облака, свет каждый раз все разное!

Я могу об Орхо-Боме долго рассказывать… Пусть скажут наши фотоальбомы и рассказы  по реке Ока-Саянская.

Подходы и вход в Орхо Бом

От стоянки в устье Жом-Болока , где обычно проходит вторая ночевка и порой дневка,   30 км сплава до ущелья. Река выходит из лавового каньона и проходит мимо святых трехтысячников у пос. Хужир.

Виды невероятно красивые! По пути есть последний магазин в п. Хужир — стандартная потеря времени в коем составит около 40 минут. 500 м. до магазина.

По средней воде, выйдя в 13 часов — прибытие ко входу в ущелье Орхо-Бом около 18 часов. При малой воде конечно дольше.

По большой намного быстрее! После Хужира вдали виден Пик Орхо Бом 2500м. Поиск ночевки актуален. Войдя в ущелье, можно встать лагерем везде. Есть несколько хороших мест справа до впадения реки Халбая Хара-Гол и порога Три Геолога. На стоянке «Три Геолога» — совсем плохо с дровами. Надо засылать за сухостоем в глубь леса.

Поэтому мы встаем перед переправой на улус Алаг-Шулун. За 40 минут до ущелья.  За притоком Мундарга. Удобная стоянка. Солнце с утра! Закаты самых необычайных сюжетов!  Отличная рыбалка.  Полно сухого леса для лагеря и бани! Также можно встать  перед соединением проток на правом берегу впадения реки Улзыта, но сплавляться надо по правой протоке Оки Саянской.

На входе в ущелье — на впадении реки справа Етомой — можно встать на высоком берегу. Хороший трек по притоку Етомой в сердце хребта Обручева.
Через полкилометра стоянка на левом повороте. Отличная у «замытой «избушки в 2006. Наш поход в тот паводок.

Орхо Бом

«Замытая» свежая изба паводок Орхо Бом 2006г.

Ниже 100м. можно встать напротив «зубьев» — правых столбов ворот в Орхо Бом. В двух местах. На правом берегу — тоже высокое место — отличная стоянка. Огромный омут перспективен для рыбалки.

И чуть ниже, на левом берегу у святого места. Вечером закат долго освещает зубья — находка для фотографа. Отличное место для рыбалки. Удивительное место! С сакральным бурятским жертвенником — Мургел (место приношений местным духам!)

Можно встать в этом месте на входе в Орхо Бом с дневкой для восхождения на левые и правые «столбы» входа ущелья Орхо Бом увидеть сверху красоту реки.

Стоянки для дневок хорошие и особенно для запланированного трекинга в горы! Красоты необыкновенные!

Оро-Бом

Вход в Орхо-Бом карта  лагеря.

Первые пороги

От входа в Орхо Бом — до порога Три Геолога плыть (мореплавание же!) около 20 минут по средней воде.

Слева, перед порогом впадает река Халбая Хара Гол. Вверх по реке есть несколько горных озер. Отличный маршрут для радиального выхода!

Рыбалки на слиянии рек летом  обычно уже практически нет, ввиду обилия туристов и рыбаков именно на этой стоянке. Но рыба ловится и можно поймать до 40 хариусов за удачный вечер.

Сразу за впадением реки — идет терраса на которой можно поставить палатки для десяти групп. В 2006 году терраса была залита в паводок полностью что составило около 7 метров от среднего уровня. Мы в 2006 прятались уйдя с террасы лагерей, залитых водой,  на площадку у реки Халбая Хара Гол, туда ведет тропинка с лагерей.

Есть дежурный столик на стоянке — который приходилось периодически возвращать на место. На этой стоянке мы не встаем давно. Много мусора после сезона. Впрочем чистить   поляны в Орхо Боме приходится каждый первый поход в июне. Порог Три Геолога (мне неизвестно почему так назван!) находится ниже впадения реки метров 200.

Слева от порога остров, на острове стоянка — за островом впадает еще приток.   Ниже 100м есть хорошая стоянка. И рыболовное место  перспективное!

За порогом Три Геолога через 200 метров справа красивый водопад. Рекомендую зачалиться на фотосессию. Мечтаем  забраться на водопад и сделать каньонинг небольшой —  там видимо каскад водопадов! Для треков в горы можно встать за порогом напротив водопада! Отличное место для рыбалки — глубокий тягун.. есть трофеи!

Хариус, ленок  есть везде по реке без проблем, как для меня! Главное уметь ловить!

Дальше идет прямая забирающая влево дугой. Разбросаны камни в русле — доставляющие неприятности в малую воду на груженом рафте. После плавного поворота реки влево — струи сбиваются в кучу, образуя в хорошую воду, цепочку валов 2-3м. — перед левой скалой и некий подпор на левые скалы.

Виден большой круговой омут за скалой и поворот направо и довольно приличный уклон — это Порог Пронеси Господи 1 . Тоже то еще название!
За порогом гладкий тягун 200 метров и видна скала Каландаришвили.

При высокой воде пороги сливаются. Валы в три метра Пронеси Господи идут переходят в порог  Каландаришвили.

Высота скалы я думаю около 300 метров. Описание и фото — Порог Каландаришвили . Можно кстати  встать лагерем на пляже левого берега перед порогом Каландаришвили.

Есть хорошая популярная стоянка за порогом Каландаришвили на правом берегу, перед порогом Окинским. Можно поймать одного двух крупных ленков за порогом.  Собрать ягоду и чистую воду на ручье в глубине леса. Можно подойти к порогу Окинскому и сделать отличный трек по притоку вверх напротив порога Окинского в горы! Окинские поставили избу на этой стоянке.

Орхо-Бом

Орхо Бом вид п. Каландаришвили с притока у Окинского порога.

Чуть дальше — 200м. по правому берегу приток — можно набирать воду в случае мутной воды в Оке при паводке.
Далее вниз — видна прямая и слева скала Палец за которым поворот налево под острым углом и порог Окинский. Перед поворотом и порогом справа есть небольшая стоянка — укромная, но теневая.

Ока Саянская

Порог Окинский. Скала Палец.  Орхо Бом.

Окинский и Бурятский пороги

Обычно все зачаливаются перед впадением притока справа. Порог просматривается весь с высоты террасы берега — но подходить надо осторожно к обрыву — обваливаются большие камни с края обрыва!   Впереди связка порогов — Порог Окинский и Порог Бурятский — описание порогов…

Сразу за Бурятским через 200 метров — пляж. На пляже том русалка..тьфу.. Музей «Таверна Хариус». Извращаются туристы как могут. Гири, телефоны и тп. Несколько столиков. Дров нет.

Орхо Бом

Покемонное творчество в ущелье Орхо Бом — Ока  Саянская!

Красота открывается с пляжа необыкновенная — видно на 20 км в обе стороны — вершины и вершины! До головокружения.

На дневку  интересно встать для покатушек на Бурятском пороге.

Можно кстати встать прямо за Окинским порогом на острове. Тягун после Окинского интересен для рыбалки умелых рыбаков.

Музей. Орхо-Бом

СЕРДЦЕ ОРХО БОМА

За музеем — прямая 300 метров и поворот направо — далее шивера с прижимом. (Перед шиверой есть слева пляжик для стоянки) и виден прижим под прямым углом бой в скалу. И поворот налево с большим обратным током.  На левом берегу отличная стоянка. Этот «свал» по лоциям Пронеси Господи 2. Я думаю что тут какая то ошибка. потому как порога никакого нет и не было… Может для плотов становых это и было опасно!

Орхо Бом

Ока Саянская ниже музея. Орхо Бом.

После этого якобы Пронеси Господи 2 — длинный поворот направо… На этом повороте реки — слева под скалой омут и круговое течение под оной. Слева лагуна с оборудованной стоянкой.

Далее после поворота — справа хорошее место для лагеря. Далее 300м и  поворот налево и справа теневая лагунка и виден внизу реки на высоком правом галечном берегу, как спадает приток в камнях. Еще вниз 300м и  второй  поворот налево и сразу, уже в пороге направо — это порог Интеграл.

Орхо-Бом

Интеграл в «Тулунский» паводок. Ущелье Орхо Бом.

Который радует своей стремительностью и фотогеничностью. Благодаря ему многие люди на моторах не пройдут выше по реке! Аллиллуя! Нет боковых вариантов прохождения. В большие дожди приток перед Интегралом представляет из себя дивное зрелище! Вода прорывается среди деревьев и струями спадает по круглым камням обрыва!
За порогом есть небольшая  стоянка у этого притока Улуг Шинете.

А вот после на правом повороте действительно порог ..пусть будет — Пронеси Господи 2 и порой валы слева в пороге побольше и сам подлиннее, чем Пронеси Господи1! Сразу слева и справа народ видели встает на лагеря. Но места неудобные.

За ним, через километр на правом повороте — Порог Камни Ары Бурье. Валы появляются только в большую воду, в нормальную и особенно в малую  камни! На груженом рафте в малую воду нет особенного удовольствия! Подозреваю что за камнями стоят крупные ленки. Но с берега не докинешь !

На правом повороте далее  небольшой навал на левый  берег. Перед навалом, в середине порога,  можно встать лагерем на пляже с большим количеством плавника.

Далее  остров слева и галечный пляж справа. Отличная стоянка «Холодильник» на острове справа — сразу грести к правому берегу после «крутяка» и чалится на пляж правого берега.

Орхо-Бом

Пронеси Господи 2 впереди. Прижим ниже Бурятского. Сплав Ока Саянская — Орхо Бом.

Стоянка на высоком берегу — есть стол. А главное есть место для восхождения в горы — по куруму легко зайти на хребет. На хребте звериные тропы унесут прямо к вершине. Есть источник на хребте — звериный водопой.

На стоянке над пляжем у камней ледяной родник. В камнях хранить можно мясо — очень холодно!

Орхо-Бом

Стоянка на Холодильнике. Виден курум для подьема на хребет. Слева терраса лагеря.

Идут самые красивые и замечательные места в сердце ущелья Орхо-Бом!
Поворот налево ..прямая 400м место похожее на Интеграл. Так же приток справа сверху впадает в камнях. Река поворачивает еще налево и направо — как Интеграл опять же. Большая справа стоянка.

Почему то там обычно полуобнаженные девушки загорают в июле августе! Место опасное в плане схода селя. так как нагромождение выносов с горной долины реки  можно видеть! И они свежие!!!! Для трекинга в горы крайне хорошее место! Можно навертеть на пару дней радиалку крутую!

Орхо-Бом лагеря

Лагеря после Интеграла. Сплав Ока Саянская карта. Орхо Бом.

Через 200м. перед шиверой стоянка на маленьком пляже слева. За шиверой за скалой справа стоянка «У идола» на высоком берегу. Суда надо затаскивать вверх и привязывать. Зато очень травянисто.. чисто и рыболовно! Можно ходить на несколько плесов.. вниз по реке, переплывать плес на левый берег! Рекомендую!

Далее петля направо и стоянка «У колеса» ..как я колесо это не откатываю..  постоянно его возвращают..  Надо утопить его. Большая стоянка.. хвоя.. чисто. Рыболовно!
Петля реки налево около 3 километров и остров. Справа река переливается через перекат и собирается в узине с воронками под скалой в сливе. Слева от острова протока ходовая.   Правый поворот с большим галечным пляжом и фэншуйной стоянкой у Двух Тополей.

Напротив лагеря на левом берегу лагунка тоже с лагерем.

Ока Саянская Орхо-Бом

Лагерь Два Тополя Орхо Бом 2004г

Виден вдали большой остров и поворот налево. За поворотом одна из любимых стоянок. Отличная рыбалка! Пляж. И напротив огромная скала! Живут на скале соколы и вороны гоняют периодически друг друга. Сколько на этом месте пожарено рыбы, рассказано баек!

Далее до реки Хара Гол остается два поворота.  Поворот длинный 2км по кругу направо резко налево — впадает река Шушарен справа. Видел на берегу стоят иногда лагерем справа, сам ни разу не вставал. Течение сильное чалиться неудобно.

Ниже Шушарена поворот направо — у левого берега камень и бочка, в высокую воду серьезная. (!!!)

После бочки 100м и впадает слева река Хара Гол.

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА УЩЕЛЬЯ орхо-бом

По сути здесь у реки Хара Гол заканчивается узкое ущелье .  Дальше горы раздвигаются и становится просторнее, на склонах горная тайга. И река такой характер будет иметь еще около 60 км, далеко за официальным окончанием ущелья Орхо Бом на «Трехочье». Но пороги еще будут! И красота неописуемая!

Орхо_Бом

Хара Гольский 1 снизу. Орхо Бом 2016 сентябрь.

Перед порогом на левом берегу отличная стоянка — темноватая малость но уютная! Такой уменьшенный вариант Таверны Хариус! Резьба по дереву телефоны и прочие сувениры туристов!

Орх-Бом

Харагольский 1 порог.  Орхо Бом  Сентябрь 2016

Описание и фото порога Харагольский 1.

Перед порогом хариуса полно и отличная стоянка! Из Окинского района приезжают на конях через перевал по долине Хара-Гола и достаточно методично выбивают рыбу!

Ниже 500м. Хара Гола на левом берегу есть изба и стоянка.
Харагольский 2 следует сразу за поворотом налево. Валы 1-2метра и затем идет трек с валами направо с навалом на камни левого берега — мощные бочки и в завершении мощный косой слив и воронки! Довольно мощно и можно покуражиться!

Сразу за протокой отличная стоянка! Место любимое водномоторщиками, некоторые туда доходят!

Вниз  немного и идет интересное динамичное место на реке за левым островом показывается бурный участок и струя разделяется налево в заводь под скалу к левой протоке впадающей у скалы и направо шиверой уходящий поток и поворот налево. Стремительно и красиво!

На левой петле на левом берегу есть место для лагеря на пляжике. Небольшое.

Вообще надо сказать... на Оке те кто именно хотел поймать они поймали тайменя! Ситуация с тайменями на Оке Саянской такая. Ловятся около 10 - 20 кг. Монстры которые несомненно живут в реке их довольно много,  просто они"невываживаемы"! Рыбы мощные,не якутские и не в стоячей воде выросшие! Желающих их поймать явно больше чем самих рыб! Видели перевидели все наживки...

За левой петлей идет приметное место с длинным тягуном. Справа пляж. Слева гора — в 2020 был некий смерч и срезал лес на горе.

Орхо Бом

Тягун у «смерча». Впереди остров и камни в русле за ним. И скалы «Братья». Орхо  Бом в конце.

Далее прямая за которой перекат  правой протоки, а слева разгон по треку налево и за слиянием проток несколько камней осложняют груженому рафту движение. Главное не «напялиться»!

По левой стороне стоят замечательные скалы как «братья».

Через километр. На дуге левого поворота у правого берега стоят несколько валов от подводных камней. Одно из самых мощных на реке локальных образований! Сложность в том, что кильнувшись в трехметровом вале попадаешь через 100 метров в прижим(!!!!)

Довольно неприятный и скала стоит по отрицательным углом к струе, образуя некий карман. В общем надо быть уверенным в своих силах ухода на перевернутом судне от прижима! А попасть в эти валы нужно еще постараться! Так скорость большая — валы локальны и расстояние большое для маневра — можно и промахнуться! Скалы над полукилометровыми омутами впечатляют!

Но мы наблюдали пару раз одинокие в кармане гребцов, грустно сидевшие в ловушке у перевернутых судов. Выйти можно пройде у берега вверх и сделав траверс прижима.

Река огибает «Медвежий мыс» — урочище — Барун Ухериг Нуга. Несколько раз в июне мы видели медвежат и медведицу. Как то заночевали в конце петли слева. Вечером там кто то шумно  «шараболил» лес и ему наше присутствие точно не нравилось! Ну мы просто не разговаривали а орали друг другу. Ну а что еще делать то!

Еще одна отличная большая стоянка на правом повороте

Пороги лагеря второй половины Орхо Бома

За правым поворотом  слева будет скала в виде пьющей воду Годзиллы.

Есть глаз, есть лапа, есть плечо! Полная иллюзия красивой рептилии! Немного проплыл и Годзилла исчезает…

Орхо Бом

Годзилла пьет воду. За ней стоянка отличная. Орхо Бом.

Правый поворот и  совсем просторно стало! Слева отличный солнечный берег с несколькими стоянками и большим плесом! Потом идет прямой более менее участок у левой длинной скалы и пологий длинный поворот налево, справа осыпающийся галечный берег с повалившимися деревьями  и впадением реки Улумэрта пятью рукавами.

Внимание! На этой левой дуге есть несколько надводно\ подводных камней. За ними локально образуются мегабочки в хорошую воду! Но … осторожно не заиграться!

Перед островом шивера и бывают веселые валы до 2 метров! И движение по левой протоке прижимаясь к правому берегу -так как  дальше приличный прижим к скале левого берега! За скалой лет пять назад был очень мощный круговорот! Попав в который было довольно трудно соскочить!

Впереди впадение реки Тэргэтэ и отличные стоянки у красивых скал и отличного омута! Водномоторники там живут неделями.

С лагеря виден остров у порога Мельница.

ОСТОРОЖНО! Проходя у скалы лучше не заплывать под нее! На моих глазах, пока строгал борщ, отвалился кусок скалы массой в сотни тонн! А в это время в соседней расщелине ребята неразумно рыбачили!

Напротив скал замечательная стоянка! Но с дровами проблема!

Орхо Бом

Орхо Бом. Скала у Тэргете. За мыском пляж справа.

До выхода из ущелья — 2 часа сплава! Час хода до порога Центрифуга.
Раньше порог Мельница был интереснее и опаснее!

Порог Мельница — описание позже.

После него поворот налево и интересный участок реки — остров и  две протоки и за ним через 300м » круговорот «.

Проходить участок в малую воду надо в левой протоке — в правой мелко! В большую лучше по правой — так как в левой хорошо прижимает!

Через 300 метров — Поворот налево — резкий и с подпором под скалу вправо! Круговорот большой и далее 100м  узкий сброс с бочкой у скалы справа.

Далее плавная скоростная  дуга на 180 градусов в 4 км длинной направо с валами до 2-3 метров — перед порогом Центрифуга.

Перед Центрифугой большой омут «водохранилище». Слева есть место для лагеря. Справа чалка моторок.

Описание и фото порога Центрифуга. Будет позже.

За порогом еще несколько довольно мощных шивер в хорошую воду с валами до двух метров! Особенно перед впадением реки Хойто Ока.

Как то вляпались в непроглядный туман после Центрифуги. Первый кат предупредил группу стоявшую на Центрифуге, что станет слева через шиверу. Они это нам передали. В кромешном молоке пару километров двигались у берега пока не нашли наших ребят!

Вообще из опыта - лучше никогда не разделятся в походе от слова "совсем"!
НИЖНИЙ УЧАСТОК РЕКИ

Поворот направо …слева впадение реки Хойто Ока. Через километр впадение реки Урда Ока. Сплавные красивые речки!!!

Неприятный прижим сразу после впадения Хойто Оки. Бывало что с лагеря у стрелки ребятам приходилось стартовать в высокую воду, отнеся суда на 300метров вверх!

Орхо-Бом

Конец Орхо Бома. Вид со стоянки после Цетрифуги. Вдали под горой течет Хойто Ока.

Граница Бурятии. Конец Ущелья Орхо-Бом.

Впереди 130 км до конца сплава. Постепенно горы будут снижаться! Но впереди самые длинные скалы! А также самые длинные и глубокие омуты! И самый большой шанс поймать тайменя… это из опыта! Главное чтоб повезло с погодой!

На участке в первые 60 км есть несколько мест где мощь локальных валов и бочек серьезнее чем именных порогах Орха Бома!!!

Описание нижнего участка реки Ока Саянская — будет позже.

Орхо-Бом это слово для нас обладает вибрацией сходной с вибрацией слова Шамабала!

Орхо Бом

Орхо Бом у «Холодильника»