Ущелье Орхо-Бом описание порогов

Сплав по р.Ока — Саянская. Ущелье Орхо-Бом — подробное описание — пороги и лагеря: карты, схемы, фото порогов.

Ворота в Орхо Бом

Использованы фото и информация от десяти лет проведения маршрута — на команду более 200 раз!

в начале Орхо-Бома начало Октября

Такой грандиозный спектакль как Орхо-Бом — довольно трудно где то еще увидеть. Вершины 3000м видны как на ладони! За каждым поворотом новый вид и атмосфера! Скалы и утесы все имеют свое лицо! Всегда волнует вхождение в ущелье — навстречу ветру и уже обычно в сумерках, в предвкушении тайны и сокровищ влетаешь на струях шивер как пуля! От скалы к скале переваливаются тугие канаты реки. Впереди ждут пляжи…рыбалка… закатные скалы… ну и белая пена порогов. Не сложные, но приятные и мощные! Ну а новичкам доставляют массу удовольствия!
От себя скажу — никогда не жалею несмотря на многочисленные туры, о сплаве по Орхо-Бому. Каждый раз Ока-Саянская разная. Пороги изменяются от уровня воды! Фантастические битвы в небесах завораживают Рериховскими облаками! Я могу об Орхо Боме долго рассказывать… Пусть скажут наши фотоальбомы — рафтинг туры по реке Ока-Саянская.

карта ущелья Орхо Бом

Подходы

Видны вершины хребта Кропоткина

От стоянки в устье Жом-Болока , где обычно проходит вторая ночевка и порой дневка на маршруте 25 км сплава до ущелья. По пути крайний магазин в п. Хужир — стандартная потеря времени в коем около 40 минут. По средней воде выйдя в 13 часов — Прибытие ко входу в Орхо-Бом около 18 часов. При малой воде дольше идти. По большой намного быстрее! Поиск ночевки актуален. Войдя в ущелье встать лагерем можно везде. Есть несколько хороших мест до впадения реки Халбая Хара-Гол и порога Три Геолога. Но на стоянке Три Геолога — совсем плохо с дровами. Надо засылать за сухостоем вглубь леса. Поэтому мы встаем перед переправой на улус Алаг-Шулун. За 40 минут до ущелья. На острове. Удобная поляна. Солнце с утра! Закаты самых необычайных сюжетов! Утром можно сыграть в футбол! Полно сухого леса для лагеря и бани!

Перед ущельем Орхо Бом

Перед самым ущельем на впадении реки справа Етомай — можно встать на высоком берегу. Огромный омут перспективен для рыбалки. Дальше можно встать напротив «зубьев» — правых столбов ворот в Орхо Бом. Готовой стоянки нет. Но места есть. Вечером закат долго освещает зубья — находка для фотографа. Отличное место для рыбалки — никто не встает и мало рыбачит!Удивительное место!С сакральным бурятским жертвенником!

Под зубьями Орхо Бома

Слева впадает река Халбая Хара Гол. Вверх по реке есть несколько горных озер. Перспективный маршрут для радиального выхода! Рыбалки на слиянии рек практически нет. Ввиду обилия туристов и рыбаков именно на входе в ущелье. Но рыба ловится и можно поймать до 40 хариусов за удачный вечер. Сразу за впадением реки — идет терраса на которой можно поставить палатки для десяти групп. В 2006 году терраса была залита в паводок полностью что составило около 7 метров от среднего уровня. Есть дежурный столик на стоянке — который приходится периодически возвращать на место. Чистить же поляны в Орхо Боме приходится каждый первый поход в июне. Порог Три Геолога -(мне неизвестно почему так назван!) находится ниже впадения реки метров 200. Слева остров — за островом впадает еще приток. Там есть хорошая стоянка. И рыболовное место более перспективное!

Вид на ворота ущелья с Трех Геологов

поляна на Трех Геологах в 2006 паводок

Три Геолога. Сентябрь.

За порогом Три Геолога через 400 метров справа красивый водопад. Рекомендую зачалиться на фотосессию. Мечтаю как то забраться на водопад и сделать трек небольшой — думаю там каскад водопадов!

Дальше идет прямая забирающая влево дугой. Разбросаны камни в русле — доставляющие неприятности в малую воду на груженом рафте. После плавного поворота реки влево — струи сбиваются в кучу, образуя в хорошую воду, цепочку валов 1.5 м. перед левой скалой и некий подпор на левые скалы. Виден большой омут за скалой и поворот направо и довольно приличный уклон — Порог Пронеси Господи 1 . Тоже то еще название!
За порогом гладкая вода 200 метров и видна скала Каландаришвили

Под скалой Каландаришвили — порог…

высота скалы я думаю около 300 метров. >Описание и фото порога Скала Каландаришвили. Порог Каладаришвили
Можно встать на пляже левого берега. Есть хорошая небольшая стоянка за порогом Каландаришвили на правом берегу перед порогом Окинским. Можно поймать одного двух крупных ленков за порогом. Собрать ягоду и чистую воду на ручье в глубине леса.
Чуть дальше по правому берегу приток — можно набирать воду в случае мутной воды в Оке.
Видна прямая и слева скала Палец за которым поворот налево под острым углом и порог Окинский

Перед порогом Окинский

Обычно все зачаливаются перед впадением притока справа. Порог просматривается весь с террасы берега — подходить надо осторожно к реке — обваливаются булики с края обрыва! Существует стоянка слева от впадения реки. Впереди связка порогов Окинский и Бурятский. Подробно о них здесь… Порог Окинский Порог Бурятский

Порог Окинский в сентябре

Сразу за Бурятским через 200 метров — пляж. На пляже том русалка..тьфу.. Музей. Таверна «Хариус». Извращаются как могут туристы. Гири, телефоны и тп. Несколько столиков. Дров нет. Красота открывается с пляжа необыкновенная — видно на 20 км в обе стороны — вершины и вершины! До головокружения:)!

Вид с Музея

Творчество?

За музеем — прямая 300 метров и поворот направо — свал и прижим под прямым углом в скалу. И поворот налево с обратным током. На левом берегу отличная стоянка. Этот свал по лоциям Прнеси Господи 2. Я думаю что тут какая то ошибка. потому как порога никакого нет и не было…
После этого якобы Пронеси Господи 2 — длинный поворот направо… На изломе реки слева под скалой омут и круговое течение под оной. Далее после поворота направо виден на высоком галечном берегу спадает приток и поворот налево — впереди порог Интерграл. Который радует своей стремительностью и фотогеничностью. Благодаря ему многие люди на моторах не пройдут выше по реке! Аллиллуя! Нет потому как боковых вариантов. В большие дожди приток перед Интегралом представляет из себя дивное зрелище! Вода прорывается среди деревьев и струями спадает по круглым камням обрыва!
За порогом хорошая стоянка. Почему то там обычно полуобнаженные девушки загорают в июле августе!
А вот после на правом повороте действительно порог пусть будет — Пронеси Господи 2 и порой валы побольше и сам подлиннее чем в Пронеси Господи1!
За ним на правом повороте Порог Камни Ары Бурье. Валы появляются только в большую воду, в нормальную и оссобеннов малую доставучие камни! На груженом рафте в малую воду нет особенного удовольствия! Подозреваю что за камнями стоят крупные ленки. Но с берега не докинешь — надо попробовать на распашке постоять за камнями! Остров слева и галечный пляж справа. По правому берегу есть стоянки. Поворот налево и приток с лагуной справа. Стоянки нет! Как то там сыро! Потом прямая и налево вдоль правого курумного берега

В Орхо-Боме

и большой правый поворот с боольшим галечным пляжом и фэншуйной стоянкой у Трех Тополей

Три Тополя

Проплываем мимо треугольной скалы

Виден вдали остров и поворот налево. За поворотом одна из любимых стоянок. Отличная рыбалка! Пляж. И напротив огромная скала! Живут на скале соколы и вороны гоняют периодически друг друга. Сколько на этом месте пожарено рыбы, рассказано баек!

По сути здесь заканчивается узкое ущелье где, по курумнику от берега, можно подняться к вершинам на 3000 метров! Дальше горы раздвигаются и становится просторнее, на склонах горная тайга. И река такой характер будет иметь еще около 60 км, далеко за официальным окончанием ущелья Орхо Бом на ТРЕХОЧЬЕ.

Но пороги еще будут! И красота неописуемая! Пройдя поворот направо идет очень похожий на порог интеграл поворот налево! За сбросом у левого берега стоит камень. В малую воду он виден. В среднюю и большую залит и за ним порой обраузуется мегабочка в которой легко поместится шестиметровый рафт и там же погрузится! Через сто метров начинается порог Харагольский 1. Перед порогом на левом берегу отличная стоянка — темноватая малость но уютная! Такой уменьшеный вариант Таверны Хариус! Резьба по дереву телефоны и прочие сувениры туристов! Описание и фото порога Харагольский 1

Перед порогом хариуса полно и отличная стоянка! Из Окинского района приезжают на конях через перевал по долине Хара-Гола и достаточно методично выбивают рыбу!
Харагольский 2 следует сразу за поворотом налево. Затем идет трек направо с навалом на камни левого берега — мощные бочки и в завершении мощный косой слив и воронки! Довольно мощно и можно покуражиться!

Сразу отличная стоянка! Место любимое водномоторщиками, некоторые туда доходят!

Еще немного и идет интересное динамичное место на реке за левым островом показывается бурный участок и струя разделяется налево в заводь под скалу к левой протоке впадающей у скалы и направо шиверой уходящий поток. Поворот налево … тут поймали таймешку давно под скалой! Вообще надо сказать на Оке те кто именно хотел поймать они поймали тайменя! Ситуация с тайменями на Оке Саянской такая. Ловятся около 10- 20 кг. Монстры которые несомненно живут в реке и довольно много, очень много сходов очень крупных рыбин, просто невываживаемы! Рыбы мощные не якутские и не в стоячей воде выросшие! желающих их поймать явно больше чем самих рыб! Видели перевидели все наживки…

Жалко рыбку, но отпустить не получилось совсем плох был…

На этом повороте стоянки нет. Маленький песчаный пляжик!

Прямая на которой перекат через всю реку, проходов несколько — вначале и в конце. Поворот направо и по левой стороне замечательные скалы как братья…

На дуге левого поворота у правого берега стоят несколько валов от подводных камней одни из самых мощных на реке локальных образований! Сложность в том что кильнувшись в трехметровом вале попадаешь через 100 метров в прижим! Довольно неприятный и скала стоит по отрицательным углам к струе, образуя некий карман. В общем надо быть уверенным в своих силах ухода на перевернутом судне от прижима! А попасть в эти валы нужно постараться! Так скорость большая — валы локальны и расстояние большое для маневра — можно и промахнуться!
Скалы над полукилометровыми омутами впечатляют!

Еще одна отличная большая стоянка на правом повороте
Потом слева будет скала в виде пьющей воду ГОДЗИЛЛЫ

Есть глаз, есть лапа, есть плечо! Полная иллюзия красивой рептилии! Немного проплыл и Годзилла исчезает…
Правый поворот и ну совсем просторно стало! Слева отличный солнечный берег с несколькими стоянками и большим плесом! Потом идет прямой более менее участок у левой длинной скалы и пологий длинный поворот налево, справа осыпающийся галечный берег с повалившимися деревьями. Внимание! На дуге есть несколько камней надводно подводных камней. за ними локально образуются мегабочки в хорошую воду! Но … осторожно не заиграться! Потом перед островом шивера бывают веселые валы до 2 метров! И движение по левой протоке прижимаясь к правому берегу — дальше приличный прижим к скале левого берега! За скалой лет пять назад был очень мощный круговорот! Попав в который было довольно трудно соскочить!

Впереди впадение реки Тэргэтэ и отличная стоянка у красивых скал и отличного омута! С лагеря виден остров у порога Мельница.

ОСТОРОЖНО! Проходя у скалы лучше не заплывать под нее! На моих глазах отвалился кусок скалы массой в сотни тонн! А в это время в соседней расщелине рябята неразумно рыбачили!

Напротив скал замечательная стоянка! Но с дровами проблема!

да выхода и ущелья — 2 часа сплава! Час до порога Центрифуга.
Раньше порог Мельница был интереснее и опаснее! Порог Мельница
После него поворот налево и интересный участок реки — остров и прижимная скала после него с круговоротом и хорошим сливом и валами. Проходить в малую воду надо в левой протоке — в правой мелко! В большую лучше по правой — так как в левой хорошо прижимает! Поворот налево и плавная дуга на 180 градусов направо перед порогом Центрифуга. Описание и фото порога Центрифуга

За порогом еще несколько довольно мощных шивер в хорошую воду с валами до двух метров! Оссобенно перед впадением реки Хойто Ока.

Можно прощаться с Орхо Бомом

Поворот направо …слева впадение Хойто Ока. Через километр впадение реки Урда Ока. Сплавные красивые речки!!!
Граница Бурятии. Конец Ущелья Орхо-Бом.

Впереди 160 км до конца сплава. Постепенно горы будут снижаться! Но впереди самые длинные скалы! А также самые длинные омуты! И самый большой шанс поймать тайменя… это из опыта! Главное чтоб повезло с погодой! На участке в первые 60 км есть несколько мест где мощь валов и бочек серьезнее чем именных порогах Орха Бома!!!
ОРХОБОМ это слово для нас обладает вибрацией сходной с вибрацией слова Шамабала!