Организация экспедиций и путешествий по Прибайкалью, Сибири, Кавказу и в Гималаях

Река Большая Белая, Конно водные туры, Река Хайт, Сплав и рыбалка в Саянах

Река Большая Белая — конный этап на р. Хайт

Река Большая Белая

Вверх к перевалам на реку Хайт

Конный этап на сплав и рыбалка река  Хайт — Река Большая Белая. Восточные Саяны. Фото и описание.

Красивейший конный маршрут через два перевала к затерянной реке Хай и Река Большая Белая!

Мы прошли около 70 километров через верховья рек Яхошоп — Река Большая Белая и Хайт. Страна Бельских гольцов прекрасна и малопосещаема. Очень рекомендую для пеших и конных маршрутов. Возможно совершить прекрасные конные рыболовные туры. Увидеть вершины. Озера. Перевалы. Поймать трофейного ленка и хариуса!

Надеюсь мой скромный рассказ сподвигнет Вас на приключения в Восточном Саяне!

Конный этап нашей конноводной экспедиции на сплав и рыбалку река Большая Белая и Хайт

Приехали и расположились на зимнике Зурхуте! Уютно! Отсюда начинаются конные наши выезды на Хончин и Урик. Ребята увидели быт и устройство старинного дома сойот. Красивые степные горные участки вокруг зимника.

Река Тустук. Шахна.

На зимнике Зурхуте

На зимнике Зурхуте.

Зимник это не зимовье! Это постоянный дом проживания на месте родового угодья. Реалии современного дня — родовые дома «Зимники» — летние дачи. Зимой посещают наездами для контроля скотины оставленной самой себе. Благо яки животина полудикая! Лошади тоже такие же. С коровами проблема, их надо кормить и лелеять — тогда кто то живет на усадьбе. По сути зимники  это усадьбы в нынешнее время. Постоянный дом в Сороке , Орлике, Хужире и поселке Саяны. В крупных электрифицированных селах. Но есть зимники где не жить не возможно. Так мы едем к зимнику Хан Мадон . Там хозяин живет постоянно. До недавнего времени с семьей. Но условия суровы, остался один.

hait bbelaya 03

На зимнике Зурхуте

Начало пути. Вдоль реки Яхошоп по вездеходной дороге. Вокруг красиво и просторно!

Вверх по реке Яхошоп

Яхошоп река

Приближаемся к перевалу Шергаин Дабан

Дорога плавно поднимается. Конь подо мной — черный Баян. Я пытаюсь им управлять. Он же мне показывает — «Расслабься, я знаю куда идти!» Я расслабился и доверился. Такое ощущение что конь умней меня.

Вид вниз по реке Яхошоп

Мы выдвинулись — трое парней друзей Саша , Фанис и Илья. Раймунд и Иван. Я с Василичем, моим другом и напарником. Наши проводники  сойоты из поселка Сорок — Радна, Володя и Роман. Отличные спокойные и ответственные ребята! Всей нашей маленькой команде предстояло зайти в глубь Саян. Через перевалы, броды, непогоду и вечерние костры! На эту неделю мы одна семья. Только горы, товарищи и кони.

Шергаин Дабан

Видны вершины 2700м Нухуте Шулутын Ундер — «Дырявые Высокие Камни»

Один раз при заброске на Белую нас накормили позами с изюбрятиной. Еду на коне и вспоминаю что мне хватило на завтрак трех поз чтоб не быть голодным целый день до самого Хан Мадона! Но сегодня на завтрак была грудинка с дошираком. Запарили в «старом» доме на печке. Ночевали в доме в котором выросло не одно поколение сойотской семьи. Небольшая печка в середине и одна комната. Суровые условия бытия дореволюционной  России.

Подъем к перевалу по реке Доштак

Наш проводник  Радна. Серьезный и веселый человек. Надо сказать что ребята уже с полшестого утра искали каждый раз наших лошадей. Табун не маленький — дюжина коней! Стреноженные кони расходятся поедая траву кто куда! Так в сумерках Саянского тумана нам были слышны звуки сбора коней и сочных комментариев на интернациональном диалекте.

Конный поход

Перекур

Справа от Радна видна голова моего Баяна. Надо сказать кони наши небольшие но суровые. Мой конь явно выше всех. Нагрузили на него меня 110кг и еще два рюкзака. «Выдержит?» Спросил я . «»Конечно!» — ответили.

Река Яхошоп

Перевал Шергаин Дабан близок.

Несколько часов и мы свернули с реки Яхошоп в ручей Доштаг. Начали подъем к перевалу Шергаин Дабан 2000м. Через перевал с зимником Хан Мадон связываются на тракторе и вездеходе. Дорога почти.

Святое место перед перевалом

Делаем перекур . Из земли бьет источник. Широкое место долины ручья. Перекусили. Побурханили. Лошадки отдохнули. Подремали похрапывая и пощипывая травку над горными цветами в двигающемся тумане.

яхошоп

Привал на устье ручье Доштаг  перед  Шергаин Дабан.

Шергаин Дабан

Заходим на плато перевала Шергаин Дабан.

hait bbelaya 30

На перевальном плато 2000м.

Слева открываетсязалитая солнцем панорама Бельских Гольцов верховьев реки Яхошоп. Перевалы связывают с долиной реки Ока Саянская, Урда Ока и Хайт . Вершины альпийского типа с высотами 2700-2900м

hait bbelaya 31

На перевальном плато.

Успеваю только поворачивать жерло орудия перемещающего сущее в будущее! Слева открывается панорама на верховья реки Яхошоп. Безбрежная и прекрасная Бурятия! Я мысленно пою.. я всегда пою.. :

«Я не дышу, а пью благоуханье
Моей земли, равнинной и лесной.»

hait bbelaya 32

Наш гость из солнечной Латвии Раймунд!

Раймунд наш Балтийский гость! Отличный, рассудительный и с юмором спутник и товарищ в дождях Сибири! Заблудившийся в Саянах осколок нашего советского прошлого иногда складывающегося в пазлы походов.

hait bbelaya 34

Видна вершина 2900 Сахюр Шулуте Ундер — Кремень Высокий Камень

Облака двигаются.  Освещение изменятся по секундно. Наслаждаемся моментом. Скоро вниз. Кони отдыхают на свежем ветерке и теплом одновременно.

На перевальном плато.

Сделали привал на перевале. Кто то даже успел прилечь! Нам повезло увидеть необозримую даль Саян. Был туман и дождь. Было бы сурово! И нечего показать людям!

hait bbelaya 38

Видны вдали верховья реки Яхошоп и вершины Мэрген 2700м  и перевал Балюхотен Дабан 2100м

Работаю …

hait bbelaya 40

Гора Сахюр Шулуте 2900м во всей красе!

Я не люблю постобработку фото.. Немного теней и резкости. Тут не стал ничего делать. Освещение передает ультрафиолет перевала! Несмотря на облака приходилось щуриться уменьшая поток мягкого излучения солнца.

hait bbelaya 42

Гора Нухен Шулуте 2700м.

Рассматривая в объектив и детали гор. Увалы. Вершинки и поля курумника. Я понял, что вернусь сюда не раз и пешком и на коне. Вот так взять и пойти вперед, навстречу вершинам, между увалов и кедров. Куда то туда, вперед!

hait bbelaya 44

Нухен Шулуте

Кажется что до гор совсем близко. Трудно понять расстояния в горах. По карте все довольно близко! Окажется в реалии, что  пешком к вершине идти несколько часов.

Хан Мадон

Спуск с перевала Шергаин Дабан к реке Хан Мадон (Великие Столбы или большое дерево)- Большая Белая река.

Ну вот первый перевал закрывает свои спектакль. По коням. Мы уже завзятые всадники Рохана. Впереди спуск. Главное не кильнуться вперед головой на спуске. Будет крутоватенько!

hait bbelaya 48

На спуске с перевала шергаин Дабан

До свидания Широкий перевал!

Шергаин Дабан

Перед спуском с перевала задержались на молитву духам!

Там где бьет ручей из под горы остановились. Лошадки попили. Последний взгляд на Яхошоп и вниз к Великому дереву — Хан Мадону.

Шергаин Дабан Бельские гольцы

Шергаин Дабан остался позади!

По правую руку на перевале  высится 2300м вершинка Бельских гольцов. На перекуре рекомендую зайти будущим путешественникам для панорамных снимков! Мы не додумались! Перевал оставляем позади. Все вниз!

hait bbelaya 54

Прощай Шергаин Дабан!

hait bbelaya 55

Здравствуй Большая Белая

Впереди ручьи Саган Бельчир и Барун Саган Бильчир. Сливаясь образуют Хан Мадон. Реку Большую Белую. Река Хан Мадон сама себя заперла Черным каньоном, дав нам сплавщикам возможность насладится 50км реки без моторов и аэролодок — от Непроходимого ущелья до впадения реки Хайт.

hait bbelaya 57

Долина реки Хан Мадон

Над нами двигаются облака представляя диалектику света и тени . Кони шагают уверенно, чувствуя близость места ночевки и переходя порой на рысь. Приходится превращаться в конармейца на полусогнутых в стременах.

hait bbelaya 58

Вперед к Большой Белой!

Я лично на коне применяю три вида посадки. На крестце в вытянутыми ногами упираясь в стремена. Именно так напевая песни детства проводники наши и скачут.

hait bbelaya 59

Наши ребята с Сорока — Роман и Радна.

Вторая позиция на полусогнутых напряженных ногах, пружиня на подскоке. И третья — сидя расслабленно и сидя прямо. Заранее себе прилепил пластырь на крестец. И было мне счастье. Ни разу в жизни себе ничего не натер на коне. После конных маршрутов чувствуешь себя как после недели кроссфита и работы по мешку. То есть прекрасно! Надо сказать — у кого есть проблемы с нестабильностью и зажимами в пояснице — поверьте они исчезнут! У всех исчезают и надолго!

По реке Большая Белая

Виден распадок слева впадает река Кадыр Ос и над ними скальные останцы две  вершины 2200.  Просторы Хан Мадона! Мы уже немного устали. Близится вечер и хочется уже на лагерь. Но впереди еще час пути!

hait bbelaya 64

Зимник Хан Мадон близко!

Видны скальные выходы левого берега реки Большая Белая у зимника Хан Мадон.

hait bbelaya 66

Вот и Хан Мадон

Вот она красота верховьев реки Большая Белая. По долине видны колеи от вездеходов, квадроциклов.

hait bbelaya 68

Правый борт истока Большой Белой

Проехали впадение реки Кадыр Ос и река сразу стала большой и сплавной. Проехали дом  Хан Мадон  нашего знакомого Саши. Саша что то на нас был сердит, мол затоптали его луга.

hait bbelaya 69

Видна вершина 2197 плеча Батагольских гольцов с правого борта долины.

Красота открылась ..сами видите! Мы устали. Кони еще больше! Погода радует. Компания на второй день путешествия спаялась. Шутки и улыбки! Все просто отлично!

hait bbelaya 71

Место лагеря у Хан Мадон.

Отошли немного вверх по ручью. К известной ребятам поляне лагеря. Затопили костер.  Сварили ужин! Пошел на фотосессию! Вечер просто райский!

hait bbelaya 73

Природа Хан Мадона

Ручей у лагеря

Закат. Пытаюсь ухватить мимолетное виденье.

Закат на Хан Мадоне

Наш лагерь и ужин

Тихие мгновения отдыха у костра. Обсуждаем карту и завтрашний путь. Лагерь находится на ручье ведущему к перевалу Тыптэртэ Жалгын и реку Адарей приток Хайт. Ребята сообщают о невероятной красоте тех мест. Мы идем к Шебеликскому каскаду через перевал в узкой перемычке между Хайт и Большой Белой.

Вид от нашего ручья на правый борт Большой Белой.

Начало пути над рекой Большая Белая

Утро дивное и солнечное. Высоко. Жары нет. Солнечно и без очков никак!

Проходим мимо столбов Хан Мадон

Проходим место наледи. Из под скал у зим. Хан Мадон бьет ручей. Зимой образует поверх льда многокилометровую  наледь в два три метра толщиной. В этом месте мы волокли в июне 2016  катамаран несколько километров. Это было прекрасно!

Залитые солнцем просторы и останцы

В середине лета еще видны остатки наледи.

Скалы Большой Белой

Характер реки Большая Белая будет примерно таким же. Периодические бомы с скалами останцами по бортам долины.

Бомы

Прощай наледь.

Виден поворот направо долины реки Большая Белая

В видимый вдали отрог мы будем подниматься в перевал Шергаин Дабан. Он почему тоже Широкий!

Привал

я Хан Мадон

Отличная фотография

Иван сидит на земле. Иван добрый и безбашенный ангарский самбист. Гарцевал без стремян на моем Баяне пока мы ехали в кузове газа к зимнику Зурхуте. Его безшабашность позже завела на Китой о чем он написал.

Начали подъем.

Тропа не заметна с луга между ручьями у впадения в Большую Белую. Набор резко в борт. И тропа собирается во мху кедрового леса. Приболочена и совсем давно по ней ходили.

река Хайт Большая Белая река

Виден правый борт Большой Белой реки

Места Берендеева чаща! Заблудится в этих таежных пупырях легко.

река Хайт

Река Большая Белая внизу.

Справа виден Батагольский Голец 2100и . Долина Большой Белой и слева над долиной высота 1 987, отрог горы Тыпер. Прямая видимость на Непроходимый каньон реки Большая Белая. Уже далеко мы от Белой.

На перевальной седловине.

Перевал совсем не выражен. Скорее это несколько болотистых перевалов. Сухо становится только на самом высшем месте 1700м.

река Хайт Б

Место перевального бурхана

Сделали привал. Поблагодарили духов. Стало хорошо так что  и не описать. Благодать открылась нам заповедная.

Тронулись в путь. Последний спуск и подъем ..

На перевале

Открылась панорама затерянной и желанной реки Хайт. Друзья то к чему мы так стремились вот! Перед нами.

Бомы р.Хайт

Видна петля реки Хайт.

Тропа спускается ниже. Заманивая к изумрудной воде реки.

Просторы реки Хайт

Сердце забилось радостно увидев эту живописную панораму! Невероятен спуск с вершин курума прямо к воде реки. Так бывает очень редко.

река Хайт

Двигаемся по краю осыпных камней — курума. Тропа твердая, но крутая.

hait bbelaya 117

Река Хайт

Задумался — как давно эту тропу набили? Размышлял о том как древние охотники на конях исследовали свой чудесный край.

Спуск

Пришлось спешиться. Приятно черт возьми пройтись по склону вниз , размять ноги. Спуск крутой. Нам везет. Нет дождя. как бы мы тут в тумане искали спускались не  понятно!

эта фотография — цель нашей экспедиции!

Запечатлел Василича на спуске с его коником. У них там какая то взаимная игра в этом походе! «Стойкуда?» называется.

Река мечты.

Эх ребята ! Как я еще раз хочу тут побывать! Сплавиться на небольшой посудине , порыбачить. Насладится красотой вершин реки Хайт!

Спустились к реке.

Серпантинами спустились к ручью и к реке Хайт. Чуть воды побольше и можно начинать сплав прямо тут. Первые  пару километров идем по правому берегу.

Долина реки.

Вокруг видны зубья вершин и отроги осыпных участков.

Брод

Первый брод. Далее их будет около 15. Сложные , глубокие, с крупными камнями в русле. Лошадкам с грузом было несладко. Вообще конь под грузом в 50 килограмм идет менее уверенно чем под всадником 110 и грузом 30кг. Расставленные в сторону края веса норовят завалить коника на бок.

река Хайт

Вершины встают прямо от берега реки.

Ощущение что мы идем у перевала высоко в горах, а не в долине реки. Когнитивный диссонанс. Кто знает тот поймет. Альпийские луга и вершины и рядом уже крупная река. Странное ощущение!

hait bbelaya 126

Еще брод.

Скалы вокруг порой встают стеной. И уходят за спину.

hait bbelaya 128

Брод

hait bbelaya 129

Еще брод

Хайт река

Типичный пейзаж реки хайт на протяжении 25 км до каскада Шебелик

Отличная фотография!

Броды. Горы. Ожидание чуда. Нахождение в чуде. Трудно передать словами весь спектр переживаний!

hait bbelaya 133

Бомы с вершинами прямо от уреза воды реки!

Заходишь в воду с конем ощущая себя покорителем дикого запада. Конь ищет удобного выхода с реки. Рывок и на берегу! Великолепно!

Хайт

Шикарные фотографии!

hait bbelaya 136

Вершины бомов реки Хайт

Сплав по реке Хайт

Взгляд назад на реку Хайт.

Картины изменяются с каждым получасом. Очень насыщенный изменяющийся рельеф в долине!

Иногда тропа уходит в чащу. Срезает мыс излучины реки.

Выходит на берег.

Виды.

Открываются новые уютные и головокружительные виды!

Вершинка все ближе!

Проходим по зубьями!

Скалы

Вершины как корона венчают затерянный мир реки Хайт!

Сплав по реке Хайт

Через километр новые горы и скалы

Брод и новые виды на реку Хайт

Приток реки Хайт

Подошли к широкому месту. Впадает две реки справа. Широкая долина впадающей справа реки. Проходим мимо ровного высокого берега у реки. Видны остатки некоей бурной деятельности. Угадываются строения в виде навесов. Столиков. Геологи. Не один сезон видимо стояли. Место ровное — чистое — вертолет сядет!

Приток Хайт

Долина впадающего двух притоков

Делаем привал

До места нашей ночевки немного. Но кони устали. нужен отдых. Кушаем. Рыбачим. Купаемся. Отдыхаем!

Река стала больше.

Броды стали глубже. В принципе отсюда можно сплавляться. кони трудно переходят реку с метровой глубиной и крупными камнями.

Хайт

Виден характер реки на фото. Камни и течение.

Сплав по реке Хайт

Начало широко знаменитого в узких кругах каскада

Порожек перед каскадом

Наш второй переход закончен. За ужином поговорили с ребятами. Я сходил на разведку каскада. Проще нам пройти с конями еще пару часов и встать после каскада на строительство судов.

hait bbelaya 188

Наш лагерь перед Шебеликским каскадом

Для тех же кто хочет пройти каскад на каяках или кроссфитом с проводкой на катамаранах . Можно начать сплав и раньше. Надо иметь три недели на поход. Плыть по Хайт потихоньку рыбачить. При дожде поймать воду и пройти каскад. Это будет 6километров непрерывного порога 6кс при воде выше представленной на фото  на метр. При наличии времени можно по воде что на фото пройти кроссфитом с рыбалкой за пару дней. 500м рюкзаки отнесли по камням берега — идти тут удобно! Вернулись и проводка. Отдых. Рыбалка. И так весело и с фотографией все и пройти. Виды водопадов. Порогов. Тела килограммовых хариусов вам в добычу!

Разведка мною вечером Шебеликского каскада на три километра. Сияющие солнцем пороги реки!