Организация экспедиций и путешествий по Прибайкалью, Сибири, Кавказу и в Гималаях

Сплав по сложным рекам, Река Китой

Сплав Китой 2020 или Новички камикадзе

Сплав Китой

Над Китоем спасение мчс.

Рассказ о «сплаве» на катамаранах двойках без наличия опыта. Сплав Китой 2020 с хорошим концом

Автор Иван был со мной в туре на реку Хайт Большая Белая в 2019. Он отправился в поход несмотря на мой категорический совет не ходить ни с кем  на сплав по Китою. Отсутствие опыта — это сомнительная техника и психология. То есть наряду с малой водной практикой также и  неспособность принимать адекватные решения в горнотаежной обстановке в целом — ввиду отсутствия опыта. Имена «мастеров спорта» ввиду гуманности не раскрываются. В данном случае при наличии приличной водной практики  присутствует «не адекват» в принятии решений, как во время похода так и перед походом.  В рассказе Ивана сохранены авторские  текст и лексика.  В целом события в рассказе редкостный долбоебизм. Но надеюсь поучительный многим водникам с опытом двух рек.  Друзья берегите себя. Подумайте хорошо о походе перед выходом в поход. Примите адекватное решение!

— «Ни одна вершина и порог не стоят человеческой жизни.»  — Артемов А.В.

Китой 2020

Состав группы 4 человека
Я( Иван )
П (Павел)
Д  …
Л  …
Два катамарана двойки
Заброска проходила в ночь на 21-22.08. 2020
Иркутск — Монды , после посёлка Монды  через 3 км дорога уходит направо параллельно реке Иркут с основной трассы Монды-Орлик, далее около 50 км до озеро Ильчир ( от него берет начало Иркут ) , после озеро Ильмир проехали 6 км свернули направо к реке Самарта ( возле брода через который грузовики возят отработанную породу , ориентир кучи породы ) не доехав до посёлка Самарта 8 км. Уже наступило утро , собрали катамараны , поплыли по Самарте воды было мало , мелко ,толкали катамараны по воде иногда . Проплыв около 6 км разбили первый лагерь на левом берегу ( берег заболоченный покрыт мхом ), поменялись партнерами я ( И) плыл с Д а П плыл с Л , чтобы набраться опыта , так как плывя с П у нас было много не слаженных действий и ошибок . проплыли слияния Самарты и Узылты дальше название реки стало Китой , первый порог Унитаз мы с Д прошли по левому руслу с адреналином , т. к прижало к скале секунд на 40 , второй катамаран обнесли порог Унитаз по правой стороне в четвером , спуская кат по воде держа его руками , было сложно тяжело и опасно . Я находился справа со стороны основного течения , в какой-то момент меня чуть не унесло в порог , и решив выйти на берег , начал обходить кат сзади , но не смог сделать шаг против течения , стоять на месте было сложно , тогда П протянул мне руку и помог выбраться . В этом мероприятии у меня уплыл правый неопреновый ботинок который сверху я одевал на гидроботы . Далее река бежит через огромные горы высота их 3000 м красота завораживающая , потом увидели добытчиков золота по левой  стороне , у них было 6 больших солнечных батарей и желтый экскаватор , после них на воде стала появляться бежевая пена и перестала появляться рыба . Во время второй ночевки начала прибывать вода из за дождей , поднялась сначала на 80 см ,создались проблемы с питьевой водой и рыбалкой , плыть далее по большой воде стало опасно и сложно . Остановились на один день и сделали баню в палатке на разогретых камнях , установив на них сверху палатку . Поменялись обратно партнерами я с П , Д плыл с Л .

Верхние Щеки

Подошли к верхним щекам , первый экипаж ждал нас справа перед непроходимым водопадом , в этот день мы с П чуть первый раз не погибли. Подходя к смертельному водопаду мы с П не успевали причалиться , сильным течением нас несло прямо в узкую щель куда уходил огромный поток воды . Благо что парни страховали нас на правом берегу , тогда Д видя сложность нашей ситуации бросил в нас ранее приготовленную Марковку , попав ей в середину катамарана , П схватился за неё и наш кат поменял направление в сторону берега и мы благополучно причалились . Обнесли метров 20 по правой стороне непроходимый водопад верхних щек , далее экипаж Д и Л перегнал свой кат по основным порогам в верхних щеках оставив его вернулся за нашим катом и перегнал его . Мы с П в разных местах снимали на видео как парни сплавлялись . Идти пешком по правому берегу было очень сложно отвесная скала и нет тропы , в какой-то момент я поскользнулся и уже начал срываться в низ , но успел схватиться руками за куст шиповника , и удержался , даже иголки шиповника не показались мне болючими , после полученного испуга. Далее проследовали до стоянки по правой стороне , где на пологом берегу лежит огромный черный камень , а сверху лежит пирамида из камней , сигнал о священном месте. Рыбы в Китое было мало , но в речках которые в падают рыбы было гораздо больше . В этом месте за все время похода мы поели вдоволь рыбы . Вода прибывала. Общее поднятие примерно на 1 м , на высоте гор были видны огромные потоки воды , ручьи которые ранее можно было перешагнуть превратились в непроходимые высокие сливы воды . Проходя далее , мы с П налетели  на большой сливной камень за ним оказался провал и бочка пытаясь с маневрировать сломал весло ( оно попало между рамой ката и камнем ) через 15 мин П выронил весло из рук на ровном месте. У П на руке не было двух пальцев полностью и одного на половину , то есть двух с половиной пальцев (!!! — Прим. ред.). используем два запасных вёсла , одно своё другое взял у второго экипажа . Далее происходит первый Киль , одна сторона ката попадает на основное течение на обливной камень , вторая внизу по более медленному течению , из за этого кат переворачивает , резко становиться темно , открываю глаза под водой вижу кат наверху , цепляюсь за раму залажу на кат, весло в руке , первый экипаж страхует , останавливает кат носом своего катамарана перекрываю дорогу по течению , спускаю ноги в низ чувствую дно причаливаю кат . П выплывает сам на мой правый берег теряя при этом весло  . По счастливой случайности , Д ранее поймал весло которое потерял П на ровном месте .

Сплав Китой Моткины Щеки

Дошли до стоянки На правом берегу не далеко от входа в Моткины щеки ( шишка брусника и не много голубики повсеместно ) переночевали . далее подошли к воротам в Моткины щёки , это две похожих скалы прямо на берегу метров по 15 , с виду похоже действительно на ворота .  река сложная вода большая , везде огромные шиверы и мощные пороги 4-5 кат, остановились там где москвичи построили деревянный городок , здесь их отдыхало около 50 человек , левая сторона .
Сплав Китой вначале Моткиных щек пороги появляются сложные с прижимами к скалам и высокими обливными камнями . На очередном пороге попросил Д пройти порог вместо П ( он шёл по берегу пешком ) . С Д проходить пороги было очень легко , он координировал мои действия и у него было много сил в руках , мы легко управляли вместе моим катамараном . После пошли в шиверы и пороги  с П , хотели пройди слева по тихому течению , но не успели перестроиться , одна гондола попала на быстрое русло из за этого кат развернуло , в огромные четыре шиверы и порог зашли задом , опять поймали Киль, очень жёстко, чуть не утонули оба , это был самый сложный и опасный переворот за время похода.  Открыл глаза кат опять вверху, весло в руке , залез через раму наверх , взобрался на гондолу , П оказался с боку держался за кат весло плыло рядом , он его поймал передал мне , я держал два вёсла пытался грести к левому берегу , начались пороги П отцепился от ката , я на порогах опять слетел с катамарана , но держался за раму сзади , под водой глаза всегда держал открытыми , бился каской об камни и раму часто , дыхание заканчивалось чуть не захлебнулся , потому что всплывая хотел сглотнуть воздуха , но вдохнул пену ( воду с пузырьками ), вообще утонуть там легко , так как сплывая не можешь достичь открытого воздуха , кругом бурлящая вода , на которой ты не можешь толком грести руками и в полной степени дышать . Когда силы уже заканчивались отпустил кат , но успел почти плотную подогнать его к левому перед скалой Палец ( скала напоминает форму пальца) . Плыть с двумя вёслами и тащить кат было очень тяжело , зацепившись за камень еле выбрался на берег 15 мин лежал восстанавливал дыхание . Катамаран оказался возле меня, в 7 метрах ниже в водовороте крутился по кругу рядом со скалой Палец , перед вторым непроходимым водопадом в каньоне Моткины Щеки . Приплыл первый экипаж  достал кат , П оказался на правому берегу , по берегу дошёл  до нас . Сложность возникла переправить П на левый берег , на катамаране с другим экипажем перевезти не было возможности т. к ниже пальца начинался непроходимый каскад водопадов ( вода была большая и очень быстрая и опасная ) . П переправляли на другой берег 1,5 часа . После двадцатой попытки Д перекинул конец морковки ему , хотели привязать веревку к спас жилету и втроем вытянуть его на наш берег , но после скалы был большой водоворот и яма , так что промахнувшись Марковкой ее было тяжело вытаскивать из воды , П было бы не возможно вытянуть , его бы утянуло бы в водоворот и пошёл бы ко дну . Л принял решения по веревки переправить мой кат П , наш конец морковки привязали к левой стороне ката , другой веревкой привязали к правой стороне ката , П перетянул кат к себе , к кату привязали спас жилет ребят ( надувной более безопасный )так как наши жилеты оказались не способные держать человека на поверхности воды  , в воде быстро намокают и не вытягивают на верх . П сел на правую сторону кат , мы начали его подтягивать втроем , я тянул крайний часть верёвки провёл край верёвки через угол скалы , тянуть было очень тяжело на руках остались кровавые следы и мозоли , на середине течения левая  гондола начала уходить под воду , была вероятность что весь кат уйдёт под воду , такое сильно давление и течение было . Но в итоге П переправили перешли через ручей где высокий распадок из камней поднялись на гору и разбили лагерь слева 15 метров  от тропы , не далеко от края горы  . Утром отнесли вещи до лагеря на горе , потом вернулись за катами , сдули из скрутили на раму веревками и перенесли до лагеря около 2км . Сложность была так как мы взяли один насос на два ката ( место чтобы меньше занимал ), это была большая глупость , так как у нас мог сломаться насос и мы не смогли бы накачать катамараны , и если бы мы разлучились со вторым экипажем , то остались бы без насоса . А кат надо иногда покачивать , ночью бывает холодно и он к утру чуть сдутый становиться . Мы с П перевернувшись второй раз и чуть не утонув , приняли решения обходить каньон Моткины щеки пешком . Договорились с Д и Л что они с начала перегонят свой кат , оставят его и вернуться за нашим катом и перегонят его , а мы с П пойдём пешком , идти по левой стороне советовал Л . Утром собрав часть вещей в рюкзаки и разделив еду , Д и Л оставили еды больше , так как мы должны были встретится вечером или на следующий день , так с ними договорились с Д и Л (рюкзаки получились довольно тяжелые ).

Одни на Китое

— !»Ключевое место долбоебизма!» — прим. ред. —

В 10.28 мы с П пошли через ручей по левой стороне Китоя от стоянки на горе . Прошли около 1 км и наткнулись на реку эхе-гол  с отвесным каньоном 20 метров , на другой стороне была скала каменная тоже 20 метров , но выше были деревья и поверху вроде можно было идти , решили пойти вверх по течению  эхе-гола  и найти брод чтобы перейти и вернуться обратно к Китою только уже по другой стороне Эхе-гола . Тропа была не звериная широкая протоптанная , человек там ходил , но дорога сложная то в гору то с горы иногда попадаются распадки его лучше обходить по верху , там он меньше становиться и более пологий , идти лучше в средней части горы там где больше больших деревьев , там почва более твёрдая и идти легче . Периодически надо было смотреть на русло , искать место где переправиться . В итоге в поисках переправы , мы все дальше отдалялись от Китоя . Уйдя уже далеко , в тихом месте я решил перейти речку с рюкзаком , течение было сильным глубина примерно по пояс , дойдя чуть дальше середины не смог шагать дальше еле стоял на ногах , два раза чуть не смыло ниже на пороги . вернулся обратно с намокшим рюкзаком . Речка была многоводна , были пороги и шиверы и водопад 15 метров высотой ( недалеко от устья ) . Тропа привела к на половину сгоревшему домику и деревянным строением ( думаю там бывают добытчики золота ). Дальше попадались большие распадки из рассыпных камней , в низу были не большие ручьи . Наткнулись на речку шириной в три метра , в силу быстрого течения перейти решили ее по сваленному дереву через русло , высота была 1.5 метра до камней , бревно длинной около 3,5 метра без коры мокрое и скользкое с небольшими сучками по 30 см . с тяжёлым рюкзаком переходить было опасно. Шагать приходилось маленькими шагами боком , осторожно перенося вес тела с ноги на ногу . Река не становилась меньше брода не было. Позже я узнал что в устье этой реки Эхе-гол есть натянутый металлический трос и оборудование для переправы через неё , установленный ранее группой рафтеров . Пройдя ещё около 1 км , приняли решения возвращаться обратно в лагерь от куда вышли. Дошли в лагерь только к вечеру , когда начало темнеть . Увидели в низу у русла свой катамаран и вещи . Д и Л за нашим катом не вернулись , условия договора не выполнили . Они просто нас оставили и уплыли домой ( хорошо хоть наш кат спустили вниз с горы по веревкам ). Надежда оставалась  что нас спасёт МЧС на вертолете , они через день летали на высоте . Что касается еды и продуктов, начали себя ограничивать на третий день похода , когда начала подниматься вода , так как точно не знали когда вернёмся . После того как мы разошлись с Д и Л с едой стало ещё тяжелее , ели не полную тарелку макарон утром и тарелку вечером .
Через день начал летать белый вертолёт Ми-8 мчс . Переночевав ночь надеялись дать сигнал вертолету о бедствии  . И одновременно ждать когда упадёт уровень воды , она в свою очередь медленно спадала .Утром приготовил кедровые ветки для большого костра , из березы срубил надпись SOS  выложил на верху горы , где открывается прекрасный вид на Китой на непроходимый каскад водопадов . Погода была ясная , но вертолёт в этот день не летал . Утром решили всё-таки плыть , другого варианта спастись не видели , вода не много упала . С рассветом упаковали все вещи на кат , П предложил обнести часть порогов по берегу , несли кат с вещами около 100 метров ( вещей было не так много , часть наших вещей осталась у Д и Л ). В безопасном месте сели на кат , переплыли на правый берег , пошли смотреть лоцию ,перед нами был порог 48 с сильным прижимом к скале , порог прошли нормально , но когда прижало к скале левая часть ката где сидел П начала с водой подниматься вверх по скале и мы в третий раз перевернулись , открыл глаза снова под водой , кат сверху весло в руке  , через раму залез на верх на гондолу , П рядом не было , проплыв метро 30 услышал его крик о помощи , кричал что тонет , начались опять пороги , я принял решения отпустить кат и спасать П , переплыл с веслом на правый берег , П застрял в бочке и с трудом там бултыхался , бежал к П спасать его , добежав увидел что П сам карабкается на камень возле берега . Он опять потерял весло . кат уплыл в каньон со всеми вещами и едой .

Пешком в Моткиных Щеках

У меня осталась в кармане смотанная в мешочек и скотч зажигалка и нож висел на спас жилете . Я остался в гидрокостюме , тонких гидроботах 3 мм , в штанах и куртке не промокаемой , каска и спас жилет , П остался в гидрокостюме и неопреновых носках 5 мм резиновых калошах , не промокаемой куртке и штанах , каска и спас жилет . Все это произошло не доходя до устья Эхе-гол . Пошли по правому берегу в низ по Китою . Пытались искать кат,  но не видели , уплыл далеко . Шли сначала на высоте 20-30 метров, потом поднимались выше так как каньон Моткины Щеки глубокий и скалистый, потом поднимались на высоту выше , периодически пытались спуститься к Китою чтобы найти кат , безрезультатно . Тропы звериные , в основном влажный мягких мох , попадалась иногда брусника , ели ее . Шишки здесь было мало , а если лежала на земле то выпотрошенная кедровкой и бурундуками . Попадались часто распадки от 10-30 метров глубиной с ручьями в низу , пили часто воду из Ручьев , иногда отдалялись от Китоя в право потом возвращались , шли по середине горы , иногда поднимались выше середины , так легче всего идти там где растут толстые деревья с хорошей корневой системой . Увидели низко летящий вертолёт , пытались подать ему сигнал , но в лесу он нас не видел . Мне идти в моих гидроботах становилось все тяжелее , были большие мозоли . Прошли за день три или четыре горы , дошли до конца Моткиных щек . Впереди виднелась ещё высокая и длинная гора с лысой верхушкой на той стороне Китоя . За поворотом Китоя в право прошли не много . Начало темнеть , дошли до ближайшего ручья там остались на ночевку . Заготовили дров на ночь разожгли костёр , спать было тяжело, периодически мучал голод, тревожно было на душе поспали за ночь не больше двух часов , постоянно поддерживали костёр , чтобы зверь не подошёл и грелись рядом с костром . гидроботы на ночь снял голые ноги держал рядом с костром ( было тепло от костра и комфортно ) на ногах увеличивались мозоли , ноги болели . Что касается медведя , то мы видели его место стоянок часто его кал и следы пребывания , в какой то момент даже запах мочи показалось мне чувствовал , и постоянно идя по лесу я издавал голос пел песни разговаривал с П громко , надеясь что медведь услышит и испугается . Он очень пугливое животное и боится запаха человека и костра и избегает место присутствия человека , если конечно он не сильно голоден . Встречи с медведем за все время похода 16 дней так и не произошло . Проснувшись раньше расцвета пошли дальше , скалы по нашей стороне становить иногда меньше и мы могли спускаться к Китою , порогов уже почти не было , появлялись каменные пляжи , реже попадались отвесные скалы с обоих сторон . В какой то момент пришлось опять подняться по скальнику вверх чтобы перейти с одной горы на другую так как распадок был высотой 40 метров отвесной скалы с двух сторон , по верху , отойдя от Китоя метров 300 , был хоть какой то проход дальше . Что касается вскарабкивания на скалу то лучше это делать там где растут кусты чтобы за них хвататься , но надо сначала проверить его , потянуть сильно . Когда залазишь лучше соприкасаться шестью точками , обеими руками коленками двумя и стопами или пальцами ног . Бывает на скалах растёт влажный мох , он может выскользнуть из под руки или ноги , поэтому надо сначала проверить это место скользит ли мох . Отдельное внимание занимают мухи , не большие они роем всегда находятся возле тебя, и кусают в открытые участки кожи очень больно , оставляя красную точку в виде прыща , поэтому приходилось куртку всегда держать плотно закрытую с капюшоном . Погода два дня была жаркая солнечная , приходилось весь день потеть в гидрокостюме и темной куртке . В конце Моткиных Щек Китой перед длинной высокой скалой резко поворачивает направо и течёт в сторону   Шумака. Шли на высоте от 50-70 метров по скалам с деревьями дорога плохая , попался крупный распадок между сопок- гор , обходили его дальше от Китоя . По правой стороне отвесных скал возле Китоя становиться меньше,  и далее почти пологий лес возле берега граничит с рекой появляются длинные галечные пляжи . По левой стороне более выражена отвесная скала с резким выходом к реке и более крутым берегом . По левой стороне увидели высокий красивый водопад около 30-40 метров . Ели по дороге бруснику когда натыкались на неё . Пройдя с расцвета до вечера приняли решения перейти Китой , так как Л и Д сказали что все люди и домики будут встречаться по левой стороне . Для переправы выбрали место когда река разбилась на две протоки и стала шире и мельче . Начали появляться кусты на галечных пляжах . Наткнулись на облепиху поели ее . Решили остановиться на ночлег . начали делать шалаш из кустарника с почти сухими листьями , ветки заготавливал метра 2 в длину ,около 30 штук . П заготавливал дровам , ломая длинные не толстые брёвна , разламывая их между двумя деревьями . Расположились под тополем , натянули веревку между деревьями  на неё с одной стороны под углом наложили ветки . Со стороны верховья Китоя шла огромная грозовая туча с молнией и громом на нас , начался дождь , когда начало темнеть . На нашем берегу не было не одной березы чтобы взять кору для костра , возникла проблема . По счастливой случайности П пошёл по берегу и наткнулся на кусок брёвна из березы которое принесло водой , взял с него не много коры . Разожгли костер , пожарили один гриб маслёнок на двоих , жарился он долго и ему требовался сильный жар, на этом поедание грибов закончилось ( за весь поход половина гриба ). Вода на глазах начала пребывать . Уснуть было не возможно , начался сильный ливень с порывистым ветром . Ливень шёл почти всю ночь , два раза затихал минут на 20 , потом опять продолжался с прежней силой . На долго костер оставлять не получалось он начинал тухнуть он дождя , становилось холодно . Дрова заготовленные ранее кончились , начали жечь ветки используемые для шалаша , они все равно не спасали от дождя как крыша . В эту ночь не получилось поспать не одной минуты . За 1,5 часа до расцвета дождь кончился . Эта ночь была очень сложная для нас . Только появились сумерки мы пошли в путь . Пройдя часа 2-3 , начала появляться на ряду с брусникой ягода костяника , она казалось такой вкусной . От брусники начинала сходить эмаль с зубов и болеть язык , от костяники таких проблем не было . Не доходя около трех километров до реки Шумак, устье которой находиться на правой стороне, противоположной от нас , в лесу метров 7 от воды ,  идёт четко протоптанная охотничья тропа с распиленными деревьями на ней . Тропа к нашему счастью привела нас к двум домикам , бани и зимовью . Находиться это не доходя до стрелки Шумака и Китоя 200 метров . Зимовье находиться не на берегу , в глубине леса метров 50 от берега . Рядом с баней вырыта яма 5 метров в диаметре в ней находилась цепь и кормушка для животных , цепь предположительно для привады для медведя , а кормушки для оленя и изюбря . В бане в одной из стенок сделано крестовидное отверстие в стене , с которого удобно стрелять в направлении ямы . Вокруг зимовья повсюду следы изюбря . Баня и домик сделаны из кругляка лиственницы , выглядят как с картинки в очень хорошем состоянии . Придя к домику около 12.00 дня мы остановились в нем . Из еды обнаружили 700 грамм гречки и 100 грамм манки , сварили гречки . В разваренном виде получилось по пол тарелки ,  сразу всю часть съесть я не смог , осилил половину , остальное съел через 2 часа , видимо желудок сократился и отвык принимать много пищи . В аптечке обнаружил зеленку , йод и вату . Сняв с трудом гидроботы увидел на ногах пять кровоточивших мозолей стертых до мяса . На голени обеих ног тоже были повреждения до кости полученные при вскарабкивании об камни . В области кистей было около 10 не больших  открытых ран . Вымыл раны водой и обработал некоторые зелёнкой, а остальные йодом , перемотал раны на ногах . После голой , холодной и мокрой земли и леса , где мы ночевали две ночи , домик показался пяти звёздочным отелем в нем было : хорошее постельное белье , тёплые и мягкие одела , две комфортных тёплой кровати , прекрасная печка с заготовленными сухими дровами и березовой корой , еда , чай , масло растительное , соль , вся необходимая посуда . П нашёл удочку с верховым настроем и одной мухой , ему днём удалось поймать трёх не больших харюзей . Время с П мы определяли по солнцу и биологическим часам , погрешность была максимум 30 мин , когда раньше Д сравнивал со свои телефоном иногда . Около 14.00 пролетел над нами белый вертолёт Мчс , но довольно высоко , улетел в вверх по Китою . Я вышел на галечный пляж с веслом , Которое я нёс всю дорогу и никогда при перевороте ката не выпускал из рук . Весло  я нёс с собой , для того чтобы встретившиеся нам люди понимали что мы рафтеры , и когда вертолёт пролетал иногда над нами я размахивал веслом . Лёг на пляже в красной каске , спас жилете оранжевом и веслом в ожидании вертолета , белый вертолёт не пролетал обратно в этот день . В ясный день пролетало обычно три вертолета , два чёрных , они летали высоко и с большой скоростью , и один белый Мчс , иногда высоко летал , иногда медленно и ниже чем другие вертолеты . Пожарили на сковородке рыбу съели ее . Ближе к вечеру затопили баню , она была шикарной , П сделал веник из можжевельника . Баня там правильно сделана по всем канонам , к печка буржуйке приделаны несколько больших плоских камней и рядом плотно лежат камни , которые сильно нагреваются .

Спасение

Наконец мы вымылись как следует и легли в тёплые постели спать сытые . С утра проснувшись решили собираться и идти дальше . В силу своих травмированных ног решили что П мне отдаст свои колоши , так как перебинтованные ноги никуда не помещались , а сам пойдёт в резиновых сапогах , которые мы решили взять в домике . Для себя домике я взял штаны , футболку , рюкзак и зелёнку с йодом и ватой . П взял резиновые сапоги , кофту , штаны , удочку и рюкзак . Наконец — то мы сняли гидрокостюмы и надели нормальную одежду . Ещё для нашего счастья мы нашли там палатку , которую пришлось взять с собой, взяли котелок , металическую тарелку , ложку и кружку. Выйдя на берег и пройдя около 200 метров при слиянии Шумака и Китоя , на другой стороне увидели разбитый двумя рыбаками лагерь , пытались у них что спросить , но река шумела сильно , и речи слышно не было . Пошли дальше по краю леса , вдруг над нами низко пролетел вертолёт Мчс , но в силу того что мы были в лесу он нас не заметил . Я предложил П идти по берегу пока вертолёт не вернётся , вертолет обычно возвращался всегда по руслу Китоя . По берегу дорога была гораздо тяжелее, огромные камни и принесённые водой деревья были на пути , а по лесу шла довольна таки ровная звериная тропа . П сказал что пойдёт по верху , на высоте метров 30 метров от берега по небольшому скальнику . Начинались Билютские пороги . П не было видно около часа  потом он спустился в низ к Китою , и оказалось что он отстал от меня на 400 метров идя своей дорогой по горам , хотя у меня дорога была тоже не простая , попадались большие камни , через которые было тяжело перелазить , были большие скопления брёвен и веток принесенных течением . шёл я медленнее чем П , в силу своих травмированных ног . Тогда выяснилось что идти по берегу в этой местности было актуальнее . Через 2-3 часа как мы вышли из домика , на наше счастье вертолёт возвращался вдоль Китоя и летел низко . Услышав и увидев его , я лёг на камни возле воды , и начал размахивать веслом . Вертолёт не долетев до меня метров 150  , завис в воздухе . В этот момент я испытал безумное счастья и минуты радости вызвали слёзы на моих глазах , некоторое время плакал от пережитого ужаса , и мозг понимал , что наконец то настал конец этой сложной жизненной ситуации . Я ждал этого мгновения долго , и много раз представлял это в своей голове глядя на пролетающий мимо меня вертолёт . Через какое-то время , он повернув в право улетел из вида . Вернулся через 5 мин , и начал искать место для посадки в близи нас  , чуть ниже по течению . Приземлился профессионально на крупные камни . П успел подбежать к вертолету первый , открылась дверь из неё выскочили два спасателя , один из них снимал все происходящее на планшет , другой помогал нам погрузиться в вертолет . Подойти к заведённому вертолету не просто , от него дует сильный ветер . Трудно до конца описать эти жизненные мгновения , меня переполняли эмоции счастья и радости . Быстро загрузившись вертолёт взлетел и направился в сторону Иркутска . Спасатели нас спросили сразу как мы себя чувствуем, нужна ли медицинская помощь . И сколько мы находились без еды , протягивая мне банку тушенки . Я им объяснил , что мы не так давно ели в домике , и чувства голода сейчас нет . В кабине вертолета находилось 6 человек , пять мужчин и одна девушка , три человека находились в кабине пилота , а три в салоне . В вертолете ребята Близко сидящего от меня спасателя звали Андрей , я его спросил видели ли они наш перевёрнутый катамаран . Он ответил что Да , видели , он застрял среди камней в высоком каньоне . Спросил его , возможно ли вернуться и забрать кат и вещи . Он мне заказал что нет , это трудно и это опасно для всех нас , вертолёт может задеть скалы и упасть к каньоне . Тогда я сказал , что в вещах наши паспорта , и мне не возможно будет быстро улететь в Москву , придётся ждать и восстанавливать паспорт . Тогда Андрей собрал весь экипаж в кабине пилота и они обсудили этот вопрос . Через 5 мин , вертолёт с эффектным маневром полетел в лево боком в низ , развернувшись , направился обратно в каньон Моткины щеки . Мы пролетали те места где мы с П проходили пешком . Вид с вертолета на горы и долину Китоя , водопады рек , пики гор , казался безумно красивым . Вдруг пилот завис над каньоном , от ветра от вертолета с деревьев слетала листва . Вход в каньон для вертолета был узок . Андрей готовил снаряжения для спуска по верёвке с зависшего в воздухе вертолета . Он попросил у меня спасательный жилет . Я понял так , что Андрей планировал спуститься к катамарану и снять перевязанный к нему желтый мешок где находились документы . Когда вертолёт начал спускаться меж скал к реке  , я был поражён профессионализмом пилота , он так ювелирно управлял им , держась близко с двух сторон между отвесных скал каньона . Андрей начал по верёвке спускаться в низ, но катамаран от сильно ветра вызванного вертолетом вдруг отцепился от камней и поплыл в низ по течению . Пилот поднялся вверх и улетел с запасом ниже. Нашел не большой каменистый берег с не маленькими камнями и начал приземляться . Меня поразило с каким мастерством пилот управлял техникой , он мог зависнуть над берегом на расстоянии 30 см и держать вертолёт на весу долгое время . Найдя более менее нормальное место для посадки , он приземлился . И заглушил двигатель . Андрей с другим спасателем взяли веревку привязав к ней камень встали у ближайших к воде больших камней , чтобы зацепить веревкой  проплывающий мимо катамаран . Он появился через 40 мин только , и когда он проплывал мимо ребят им не удалось зацепить его верёвкой . Проплыв дальше метров 200 он зацепился за камень на левом берегу . Перелетев на вертолете к нему , приземлились на маленьком каменистом пляже , профессионализм пилотов поражал , как они на крупных камнях приземляли огромных вертолет . За вещами из катамарана отправились два спасателя и П. Остальной экипаж и я отправились искать упавший самолёт с шестью пилотами , который пропал около недели назад . Виды с вертолета радовали глаз , долина Китоя и прилегающих рек и гор поражала своей красотой . Вернувшись через 20 мин за ребятами я увидел как они быстро заканчивают разбирать катамаран на берегу , они сдули баллоны и разобрали раму , П надо сказать отдельное спасибо , он попросил ребят спасти кат . Я выскочил из севшего вертолета и побежал помогать загружать мешки с вещами и разобранный катамаран в вертолёт . Подойти с вещами к заведённому вертолету было сложно , от него исходил сильный ветер с песком и летел в глаза . Взлетев мы направились в сторону Иркутска . Во всей красе увидел равнинную часть приангарья. Приземлились мы в аэропорт Иркутска, рядом с самолетами и  взлётной полосой , от места посадки до выхода из аэропорта нас перевёз пассажирский автобус . Спасатели позвонили ближайшим родственникам и за нами приехали и забрали нас с аэропорта . В конце хотелось бы отметить, что маршрут по Китою очень сложный и опасный , а во время паводка становиться не проходимым . Без хорошего опыта на Китой ехать не в коем случае нельзя . Желательно чтобы в группе был хоть один человек который проходил весь Китой . В противном случае есть вероятность погибнуть даже опытным мастерам спорта по рафтингу , или замучают длительные обносы по скалистому берегу . Самые опасные участки это : водопад в верхних щеках , гряда водопадов после порога палец , и пороги 53-54 после реки эхо-гол . Это если вода маленькая . При большой и средней воде на каждом втором пороге можно перевернуться и утонуть или упустить весло и катамаран . Статистика такова , что из 10 групп которые впервые проходят Китой , 8 попадают в сложную жизненную ситуацию и часто гибнут . Глядя на большую быструю и мутную воду часто появляется огромный страх сплавляться по этой реке . Меня страх преследовал до конца сплава начиная с первого подъема воды . Побывав там во время паводка , а он там чаще бывает чем маленькая вода , хочется назвать Китой рекой — смерти , там часто встречаются памятные таблички о погибших людях , прям как на кладбище.

1. ольга

хотелось бы узнать имена и фамилии этих Л и Д…..

2. Валентин Холод

Такие люди только позорят водный туризм.
    Есть несколько аксиом для водников:
    — нельзя терять весло,
    — нельзя бросать катамаран,
    — нельзя бросать товарищей,
    — не стоит переоценивать свои возможности даже потому, что ты можешь подвести своих товарищей.
    Отчет , кроме раздражения ,у меня не вызвал.
    В.Холод (Базя), челябинский турист-водник, турклуб Арго.

• Сергей

Валентин, а если весло заломило между камней и удерживая его, фактически держишь судно, экипаж, груз и ещё тонну воды — тоже нельзя его терять? Рвёшь связку плеча, остаёшься обузой всей группе до конца маршрута, хотя до этого момента был главным её резервом?

Если катамаран уходит вниз пустой, а рядом в бочке крутит человека без сознания — выбирать надо катамаран, верно я Вас понял?

Таких примеров не счесть. Догмы (или как Вы их называете — аксиомы) хороши в младенческом возрасте, на этапе становления, когда своего ума не хватает. А в реальной жизни надо действовать по обстоятельствам, учитывая и просчитывая максимум возможного.

• Комментарий автора публикации

Антон Новиков

Базя! Читайте предисловие поэмы) Вы такой не один поверьте!)

• Евгения

Только в обратном порядке))

3. Иван

После сплава связывались с Л и Д? Действительно ли просто уплыли или у них что-то тоже приключилось?

• Комментарий автора публикации

Антон Новиков

Опаздывали на вахту. Успели. Думаю они может и планировали вернуться к ребятам. Но просто пролетели мимо Моткин Гола. Либо в киле либо по хроническому долбоебизму.

• Иван

После сплава связывались с Д и Л , остатки вещей у них забирал которые остались с ними . По вопросы оставления нас не комментировал , не посчитал нужным . Простил их , они нас три раза спасли от опасности там . Больше просто с ним не пойду . Была возможность уголовное дело на них повесить , не стал конечно же ….